За последние три десятилетия вера, что счастье должно превалировать над материальным статусом остается странностью Бутана. Но теперь, когда мир страдает от краха финансовых систем, когда мир полон несправедливости и широкомасштабного разрушения окружающей среды, идея этого крошечного буддийского государства привлекает большой интерес.
«Это легко рубать деревья и ловить рыбу в морях, а продавая добычу — разбогатеть,» — говорит Тхакур Сингх Поудил министр образования Бутана, — «Тем не менее, мы считаем, Вы не можете иметь процветающее государство в долгосрочной перспективе, если не сохраните свою естественную среду и не будете заботиться о благополучии своего народа. А благополучие народа подтверждается тем, что происходит с внешним миром».
Основные принципы развития маленького государства закреплены в конституции: максимальное сохранение природы, уважение культуры, социальное развитие и хорошее управления. Кроме этого, Бутан пытается сохранить те климатические условия, которые существовали на его территории, на протяжении многих столетий. И как бы странно это не звучало, но все идеи этого государства поддерживает «большой сосед» — Китай.
Валовое национальное счастье – это не просто единица измерения благосостояния каждого жителя Бутана, это целая национальная идеология. Вот уже более 30 лет в школах этого государства преподают не только математику, языки, литературу, но и основы сельского хозяйства, и охрану окружающей среды. В школах также практикуют медитации, кроме того, тут заменили привычный всем раздражающий детей звонок на приятную мелодичную музыку.
Но каким образом тут измеряют валовое национальное счастье? Пускай Бутан и не самое развитое государство в мире, не самое богатое и не самое идеальное, но тут народ действительно умеет быть счастливым и находить во всем положительные стороны. Например, за несколько десятилетий политики «валового национального счастья» в государстве снизилась младенческая смертность, средняя длительность жизни выросла почти в 2 раза, а 98% детей имеют возможность ходить в школу. Тут счастье не измеряют материальным. В этом государстве духовное превыше всего.
Secretary Kerry shakes hands with Bhutanese Prime Minister Tobgay
И как бы то ни было, но в 2005 году даже ученые Соединенных Штатов Америки во главе с Мэдом Джонсом признали эффективность философии «внутреннего национального счастья». Следом за США, в Таиланде, Франции и Канаде принялись высчитывать уровень национального счастья.
Сейчас все исследования в области счастьесостояния европейских государств и США приостановлены ввиду сложных политических процессов, влияющих на финансирование программы. Но в Бутане продолжают придерживаться собственного рецепта счастья, поскольку истинное счастье не требует материальных затрат.
Journal information