
Однако не всегда ограничения воздействуют адресно. Санкции США нанесли вред европейской экономике вопреки всей здравой логике. Но если проследить цепочку решений и закономерностей, то все становится на свои места.
Европейские нефтеперерабатывающие заводы в буквальном смысле оплачивают санкции США против Ирана и Венесуэлы. Дело в том, что цена на российскую нефть марки Urals выросла до значений 2013 года. А Европа вынуждена покупать именно ее, потому что существуют ограничения на покупку черного золота из Ирана и Венесуэлы.
США сначала прогнали эти страны с европейского рынка, чтобы увеличить добычу у себя и продавать уже свою нефть в Европу. Но американская нефть легких сортов с низким содержанием серы. Это не совсем подходит для ЕС. США могли бы смешать свою легкую нефть с тяжелой венесуэльской и получить идеальный продукт. Но тут появляется новое препятствие – технологические стандарты Евросоюза.
В условиях дефицита качественной нефти европейские НПЗ вынуждены конкурировать между собой за российскую среднюю кислую нефть Urals. Она торгуется дешевле, чем марка Brent, которая в ЕС считается стандартом. Дискаунт составляет не менее доллара за баррель. Однако в условиях конкуренции цена на Urals подросла, и теперь скидки практически нет. Европа покупает нефть по завышенной цене из-за американских санкций.
Проблема усугубляется еще и тем, что весенние контракты заканчиваются, а производители нефти из Персидского залива переориентируют поставки из Европы в Азию, там более перспективный рынок, выше цена, и даже логистика удобней, как бы странно это ни звучало. В первую очередь это касается Саудовской Аравии, но даже Ирак на 40% сократил свои поставки в Европу.
Нефть для американцев стала не продуктом, который необходимо добыть, переработать, доставить и продать, они ее рассматривают как финансовый инструмент. Однако на деле все не всегда так красиво и приятно, как на бумаге. Получается, что США хотели открыть для себя европейский рынок, а по факту только вынудили ЕС закупать больше нефти у России. Не удивительно будет, если они объявят очередные санкции против России за то, что мы навязываем европейцам свои сернистные сорта.
Journal information