bagrat12 (bagrat12) wrote,
bagrat12
bagrat12

Цивилизация этрусков (часть 2)



Этруски – цивилизация подражателей?

В целом нельзя сказать, чтобы эта куль тура во всем была оригинальна и самостоятельна: язык, письменность, религия и искусство свидетельствуют, что этруски многое заимствовали у греков и италийцев. Но не подлежит сомнению и тот факт, что они передали очень многое италийцам, и в частности цивилизации древних римлян, которая состояла с ними в достаточно тесной связи.

Больше всего этруски, безусловно, переняли у греков, и выразилось это прежде всего в религии. Так, бог Аполлон стал у этрусков Аплу, Аида — Аита, Нептун — Нетун, Марис — Марс. У этрусков, впрочем, было свое отношение к богам и их религия значительно отличалась от греческой: носила жестокий и мрачный характер, признавала полнейшую зависимость человека от воли богов. Все акты человеческой жизни были обставлены определенными обрядами. Чтобы расположить к себе богов, этруски старались скрупулезно следовать религиозным обязанностям, молиться и совершать обряды.

У этрусков была своя письменность, также заимствованная от греков, и надписи на этрусском языке можно прочесть довольно легко, но понять, что означают слова, нелегко. В Средневековье было известно значение приблизительно 500 слов, сегодня ученые уверены в значении не более 200. Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому. Но даже если эти надписи когда-то и «заговорят», вряд ли нам это во многом поможет: на данный момент сохранились только короткие строчки на стенах гробниц и керамике, а вот богатая литература, о которой упоминают римские источники, утеряна навсегда.

Но, говоря о заимствованиях, не стоит считать этрусков цивилизацией подражателей. Был у этой культуры и свой «почерк». К наиболее характерным чертам этрусской самобытной и национальной культуры относится архитектура, перенесенная из Малой Азии на новую родину. Как показывают археологические раскопки древних поселений Этрурии, этруски обносили города, которые, как правило, возводились на крутых возвышенностях, стенами из глыб и параллелепипедов с косыми углами. Лишь позднее использовалась кладка переменными рядами из прямоугольных камней. Такими стенами (пеласгическими) и были окружены Тарквинии и многие другие города.

Восточное происхождение этрусков подтверждают также их религиозные и гражданские, общественные и частные институты, в том числе тесно связанная с религиозной и гражданской жизнью этрусков дивинация — искусство угадывания воли богов, называвшееся у римлян этрусским знанием, и искусство гадания по внутренностям животных (гаруспика).

Отметились этруски и в изобразительном искусстве — живописи, скульптуре и керамике. Хотя и считается, что многое они заимствовали от греков, в богатом разнообразии оставшихся форм этрусского искусства можно найти и явные черты, указывающие на самобытность их художественного мировоззрения. Так, роспись на керамике или некоторые скульптуры не имеют аналогов ни в одной другой культуре, а мастерство исполнения вызывает изумление искусствоведов всего мира.

Однако больше всего об этом исчезнувшем народе может рассказать живопись. В гробницах Тарквиний собрана самая большая коллекция античных рисунков. Спустимся туда…

Гробницы Тарквиний.

Гробницы Тарквиний, пожалуй, лучше всего сохранились до наших дней. Исследуя их, мы можем наиболее полно восстановить культуру и мировоззрение этрусков, ознакомиться с формами их изобразительного искусства, да и просто сквозь пелену прошедших эпох немного приблизиться к этой таинственной цивилизации.

На холме Ла-Чивита, в пределах современного города, возвышаются развалины античного города этрусков — акрополь. За чертой нынешней Тарквинии находится этрусский некрополь с расписанными гробницами. В некрополе, также известном как Монтероцци (по названию холма, на котором он рас полагается), насчитывает около шести тысяч каменных могил. Одни вырублены прямо в скалах, другие выкопаны под землей. Над входами в гробницы со стороны холма в наши дни построили маленькие домики, которые благодаря постоянному микроклимату лучше сохраняют античные росписи.



200 гробниц украшены расписными фресками, изображающими сцены из жизни этрусков, фигуры их божеств и различных животных. В 80 гробницах можно увидеть рисунки человеческих фигур. Сегодня лишь 20 расписанных гробниц открыты для посещения, в остальные могут заходить только исследователи и реставраторы (причина очевидна — чтобы не нарушать микроклимат, необходимый для сохранения античной живописи).

Эти росписи — самая большая коллекция античной живописи в мире, всех фресок хватило бы для заполнения большой художественной галереи. Среди самых известных гробниц можно назвать гробницы Триклиния и Тифона (названы по именам погребенных в них людей), Быков, Леопардов (по названию изображенных в них животных).

Большая часть сохранившихся росписей выполнена в технике фрески. Сначала стены увлажняли, затем покрывали штукатуркой, далее заостренной палочкой делали набросок, и только потом контуры обводили краской. На ранних фресках Тарквиний голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. Позднее, ближе к эллинистическому периоду, появляется перспектива и повышается мастерство росписи.

Одна из первых фресок появилась в гробнице Быков (середина VI в. до н. э.). В ней расписана одна стена напротив входа. Под фронтоном находятся изображение двух быков и эротические сцены. На главной стене — сюжет греческой мифологии: Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама.

Фрески в гробнице Триклиния и Леопардов (V в. до н. э.) изображают пирующих людей. Слева и справа от дверного проема нарисованы фигуры всадников, на стене напротив двери — три пиршественные ложи. На боковых стенах — пять танцоров и музыкантов. Движения фигур изящны, переданы максимально реалистично.

Помимо праздничных и мифологических сюжетов, фрески изобилуют сценами быта этрусков. Об этом говорят и названия гробниц: Охоты и Рыбной ловли. Весьма необычна гробница Наказания: можно увидеть сцену, как один человек наказывает другого. Что хотели сказать этим этрусские художники, можно только гадать. Может, намек на страдания грешников в том мире?

Этрусские фрески с художественной и исторической точек зрения бесценны. Да, мы не знаем языка древнего народа, не знаем многого и о других сторонах его жизни. Но рисунки, сохранившиеся через три тысячелетия, могут поведать о мировоззрении ушедшей в небытие цивилизации…

Заключение

Считается, что мы многого не знаем об этрусках, но все же назвать их загадочным народом нельзя. Хотя возникают они на исторической сцене в VIII в. до н. э. весьма внезапно, отследить их происхождение вполне возможно. Благодаря их близости к цивилизациям греков и римлян осталось множество письменных свидетельств. Вряд ли мы когда-нибудь поймем язык этрусков, но археологические находки говорят за них намного больше.

Керамика, скульптуры и, конечно же, уникальная живопись передают мировосприятие этрусков. Народ, боровшийся до последнего за независимость, изобрел самобытное искусство, которое навечно останется в копилке культурных и духовных достижений человечества, а некрополь Тарквиний всегда будет памятником, хранящим эти достижения.



Subscribe
Buy for 30 tokens
Римский гладиус является одним из наиболее широко известных мечей. Он поступил на вооружение римской армии примерно между IV и III веками до нашей эры и сразу стал основным видом наступательного оружия для кавалеристов и пехотинцев. О происхождении самого названия «Gladius» у историков до сих пор…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments