bagrat12 (bagrat12) wrote,
bagrat12
bagrat12

Янтарный подарок короля



Считается, что Янтарную комнату заказал для своей жены прусский король Фридрих I. Королева София-Шарлотта хотела переделать свой летний дворец Литценбург во что-то величественное. Решено было украсить один из кабинетов янтарными панелями. До сих пор существуют споры об авторстве проекта Янтарной комнаты. Одни утверждают, и долгое время это было единственной версией, что автором был известный архитектор Андреас Шлютер. Другие полагают, что им стал любимый зодчий Софии — Иоганн Фридрих Эозандер, который руководил строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге, а позднее сменил Шлютера на посту придворного архитектора. Но в 1709 году королева скончалась, и Фридрих I решил не трогать ее летний дворец, а перенести Янтарную комнату в другую резиденцию. Во время одного из своих визитов в Берлин готовые янтарные панели рассмотрел Петр I и был восхищен работой мастеров.





Так как после смерти короля его сыну Фридриху Вильгельму I Янтарный кабинет оказался не нужен, то он с радостью его презентовал Петру в 1716 году в качестве дипломатического подарка по случаю заключения русско-прусского союза. Царь был так обрадован, что тут же написал в письме супруге Екатерине: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». В ответ Петр послал прусскому королю 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. Янтарные панно были доставлены в Петербург в 18 ящиках, а принимал их губернатор Александр Меншиков. Считается, что при жизни Петра кабинет так и не был установлен, а хранился в людских покоях Летнего дворца.


Янтарная комната до войны

О дорогом подарке в 1743 году вспомнила его дочь Елизавета и поручила украсить янтарем Зимний дворец. Работой занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли. Он восполнил нехватку некоторых элементов мозаичными панно из агатов и яшмы, зеркалами и золоченой деревянной резьбой. В центре четырех самых больших панно в янтарные рамы поместили мозаичные картины, выполненные во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах XVIII века. Мотивом служило аллегорические изображение человеческих чувств — «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние». К 1770 году Янтарная комната в своем окончательном виде, существенно увеличившись в размерах и роскоши, украсила Екатерининский дворец в Царском Селе. Несколько раз комнату реставрировали. Последняя крупная реставрация была намечена на 1941 год.

Загадочное исчезновение

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности Екатериненского дворца были вывезены в Новосибирск, но Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости. Комнату законсервировали, а панно упаковали в вату, марлю и бумагу, чтобы уберечь от разрушения в случае бомбардировок. Но немцам во время оккупации удалось буквально за двое суток демонтировать все панно и вывезти из дворца.



Янтарную комнату смонтировали в одном из залов Королевского замка Кенигсберга, где она и находилась с 1942 по 1944 год. Но помещение по размерам было значительно меньше Янтарной комнаты, поэтому некоторые панно стали храниться отдельно. В августе 1944 года английская авиация нанесла массированный удар, в результате чего в замке начался пожар. Однако принято считать, что ящики, в которых хранились янтарные панно, почти не пострадали и хранились там вплоть до штурма советскими войсками весной 1945 года. 9 апреля советская армия заняла замок, а уже 11 внезапно произошел пожар. Считается, что панно были демонтированы и вывезены в неизвестном направлении.



Немецкий офицер, который участвовал в вывозе комнаты из Царского Села, незаконно присвоил себе ее часть — одну из четырех флорентийских мозаик «Обоняние и осязание». Этот «сувенир» он отдал на хранение своему нотариусу, который даже попытался ее продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали мозаику. Права на нее были переданы городу Бремену, который вернул ее в музей-заповедник «Царское Село». 29 апреля 2000 года министр культуры ФРГ передал Владимиру Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — помимо мозаики был передан янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший центральное место в меблировке комнаты.


Мозаичная картина «Осязание и Обоняние»

Работы по воссозданию Янтарный комнаты начались еще в СССР в 1981 году под руководством Александра Журавлева. Но только к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году комнату удалось восстановить в полном объеме с применением калининградского янтаря. Сейчас она доступна для посещения в Екатерининском дворце.


Янтарная комната после реставрации

Однако версий о том, куда же пропала подлинная комната, до сих пор немало. Кто-то утверждает, что Янтарная комната зарыта на севере Ютландии, другие верят, что советские власти расплатились янтарными панно с США за поставки по ленд-лизу. Есть также версия, что комнату не вывозили, а спрятали там же в Кенигсберге, где она до сих пор и находится. Но янтарь без специальных условий влажности и температуры мог просто разложиться и не сохраниться до наших дней. Также есть предположение, что она была все-таки вывезена и спрятана в тайнике на территории другой страны. Однако по причинам, описанным выше, в таком случае Янтарную комнату можно считать утерянной.

Источник




Subscribe
promo bagrat12 april 6, 08:21 1
Buy for 30 tokens
Римский гладиус является одним из наиболее широко известных мечей. Он поступил на вооружение римской армии примерно между IV и III веками до нашей эры и сразу стал основным видом наступательного оружия для кавалеристов и пехотинцев. О происхождении самого названия «Gladius» у историков до сих пор…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments