bagrat12 (bagrat12) wrote,
bagrat12
bagrat12

Янтарный подарок короля



Считается, что Янтарную комнату заказал для своей жены прусский король Фридрих I. Королева София-Шарлотта хотела переделать свой летний дворец Литценбург во что-то величественное. Решено было украсить один из кабинетов янтарными панелями. До сих пор существуют споры об авторстве проекта Янтарной комнаты. Одни утверждают, и долгое время это было единственной версией, что автором был известный архитектор Андреас Шлютер. Другие полагают, что им стал любимый зодчий Софии — Иоганн Фридрих Эозандер, который руководил строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге, а позднее сменил Шлютера на посту придворного архитектора. Но в 1709 году королева скончалась, и Фридрих I решил не трогать ее летний дворец, а перенести Янтарную комнату в другую резиденцию. Во время одного из своих визитов в Берлин готовые янтарные панели рассмотрел Петр I и был восхищен работой мастеров.





Так как после смерти короля его сыну Фридриху Вильгельму I Янтарный кабинет оказался не нужен, то он с радостью его презентовал Петру в 1716 году в качестве дипломатического подарка по случаю заключения русско-прусского союза. Царь был так обрадован, что тут же написал в письме супруге Екатерине: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». В ответ Петр послал прусскому королю 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. Янтарные панно были доставлены в Петербург в 18 ящиках, а принимал их губернатор Александр Меншиков. Считается, что при жизни Петра кабинет так и не был установлен, а хранился в людских покоях Летнего дворца.


Янтарная комната до войны

О дорогом подарке в 1743 году вспомнила его дочь Елизавета и поручила украсить янтарем Зимний дворец. Работой занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли. Он восполнил нехватку некоторых элементов мозаичными панно из агатов и яшмы, зеркалами и золоченой деревянной резьбой. В центре четырех самых больших панно в янтарные рамы поместили мозаичные картины, выполненные во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах XVIII века. Мотивом служило аллегорические изображение человеческих чувств — «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние». К 1770 году Янтарная комната в своем окончательном виде, существенно увеличившись в размерах и роскоши, украсила Екатерининский дворец в Царском Селе. Несколько раз комнату реставрировали. Последняя крупная реставрация была намечена на 1941 год.

Загадочное исчезновение

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности Екатериненского дворца были вывезены в Новосибирск, но Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости. Комнату законсервировали, а панно упаковали в вату, марлю и бумагу, чтобы уберечь от разрушения в случае бомбардировок. Но немцам во время оккупации удалось буквально за двое суток демонтировать все панно и вывезти из дворца.



Янтарную комнату смонтировали в одном из залов Королевского замка Кенигсберга, где она и находилась с 1942 по 1944 год. Но помещение по размерам было значительно меньше Янтарной комнаты, поэтому некоторые панно стали храниться отдельно. В августе 1944 года английская авиация нанесла массированный удар, в результате чего в замке начался пожар. Однако принято считать, что ящики, в которых хранились янтарные панно, почти не пострадали и хранились там вплоть до штурма советскими войсками весной 1945 года. 9 апреля советская армия заняла замок, а уже 11 внезапно произошел пожар. Считается, что панно были демонтированы и вывезены в неизвестном направлении.



Немецкий офицер, который участвовал в вывозе комнаты из Царского Села, незаконно присвоил себе ее часть — одну из четырех флорентийских мозаик «Обоняние и осязание». Этот «сувенир» он отдал на хранение своему нотариусу, который даже попытался ее продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали мозаику. Права на нее были переданы городу Бремену, который вернул ее в музей-заповедник «Царское Село». 29 апреля 2000 года министр культуры ФРГ передал Владимиру Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — помимо мозаики был передан янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший центральное место в меблировке комнаты.


Мозаичная картина «Осязание и Обоняние»

Работы по воссозданию Янтарный комнаты начались еще в СССР в 1981 году под руководством Александра Журавлева. Но только к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году комнату удалось восстановить в полном объеме с применением калининградского янтаря. Сейчас она доступна для посещения в Екатерининском дворце.


Янтарная комната после реставрации

Однако версий о том, куда же пропала подлинная комната, до сих пор немало. Кто-то утверждает, что Янтарная комната зарыта на севере Ютландии, другие верят, что советские власти расплатились янтарными панно с США за поставки по ленд-лизу. Есть также версия, что комнату не вывозили, а спрятали там же в Кенигсберге, где она до сих пор и находится. Но янтарь без специальных условий влажности и температуры мог просто разложиться и не сохраниться до наших дней. Также есть предположение, что она была все-таки вывезена и спрятана в тайнике на территории другой страны. Однако по причинам, описанным выше, в таком случае Янтарную комнату можно считать утерянной.

Источник




Subscribe
Buy for 30 tokens
Римский гладиус является одним из наиболее широко известных мечей. Он поступил на вооружение римской армии примерно между IV и III веками до нашей эры и сразу стал основным видом наступательного оружия для кавалеристов и пехотинцев. О происхождении самого названия «Gladius» у историков до сих пор…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments